Поиск по этому блогу

суббота, 9 января 2021 г.

 

Самообразование, повышение квалификации  учителей в межкурсовой период как средство совершенствования профессионального мастерства  педагога

 

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

 

      Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного  человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

      Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Если процесс образования … :

1.      Осуществляется добровольно;

2.      Осуществляется сознательно;

3.      Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4.      Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

     Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учащихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

·         Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

·         Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·         Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

·         Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

·         Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

·         Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

·         Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

·         Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя

     Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

·         профессиональное (предмет преподавания);

·         психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

·         психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

·         методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

·         правовое;

·         эстетическое (гуманитарное);

·         историческое;

·         иностранные языки;

·         политическое;

·         информационно-компьютерные технологии;

·         охрана здоровья;

·         интересы и хобби и т.д.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

·         телевидение;

·         газеты, журналы;

·         литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.);

·         интернет;

·         видео, аудио информация на различных носителях;

·         платные курсы;

·         семинары и конференции;

·         мастер-классы;

·         мероприятия по обмену опытом;

·         экскурсии, театры, выставки, музеи;

·         курсы повышения квалификации;

·         путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.  Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.  Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

·         посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

·         периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

·         совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

·         систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

·         повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды  деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту учителя:

·         систематический просмотр определенных телепередач;

·         чтение конкретных педагогических периодических изданий;

·         чтение методической, педагогической и предметной литературы;

·         обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий;

·         решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

·         посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

·         дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

·         изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

·         систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

·         проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

·         организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

·         изучение информационно-компьютерных технологий;

·         посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

·         общение с коллегами в школе, районе, городе и в  Интернете;

·         ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста и т.п.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

·         повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

·         разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

·         разработка новых форм, методов и приемов обучения;

·         доклады, выступления;

·         разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

·         выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

·         разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

·         создание  комплектов педагогических  разработок;

·         проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

·         в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

·         педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;

·         педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

·         программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

·         педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

·         осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования учителя

      На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

·         название темы;

·         цели;

·         задачи;

·         предполагаемый результат;

·         этапы работы;

·         сроки выполнения каждого этапа;

·         действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой;

·         способ демонстрации результата проделанной работы;

·         форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Самое главное в работе учителя –  это желание  работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

Методика использования электронных средств обучения и Интернет-ресурсов в образовательном процессе по учебным предметам

 

         Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования.

         Электронное средство обучения по учебным предметам это оформленное в электронном виде средство компьютерной поддержки процесса изучения учащимися учебных предметов в сочетании с традиционными компонентами учебно-методического комплекса.

         Применение ЭСО обусловлено особенностями процесса познания, технологическими и дидактическими свойствами ЭСО и имеет следующую специфику:

-использование электронных энциклопедий, электронных версий учебных пособий, ресурсов сети Интернет при организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по поиску учебной информации;

-процесс усвоения содержания учебного материала осуществляется в соответствии с многокомпонентным составом учебных знаний (теоретические; фактологические, в том числе хронологические и картографические; методологические, оценочные знания и способы учебно-познавательной деятельности);

-сочетание формализованных (конкретные, единичные события, их место и время, участники, понятийно-терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и неформализованных (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) учебных знаний на этапах их предъявления и усвоения с помощью экранных форм;

-учет сущностной природы научного факта при создании и использовании электронных презентаций на этапе представления и усвоения учебных знаний;

-использование мультимедийных презентаций, анимированных карт, динамических структурно-логических схем при формировании специальных умений по реконструкции и интерпретации событий и процессов;

-использование электронных хрестоматий и тематических сайтов сети Интернет при работе с документальными материалами для определения степени их достоверности, субъективного или объективного характера;

-использование на этапах вводного, тематического (итогового) контроля и коррекции результатов обучения электронных тестовых средств для оценивания уровня усвоения формализованных, теоретических и фактологических знаний, а также для оценивания уровня усвоения неформализованных, оценочных знаний – заданий со свободно конструируемым ответом.

         В качестве методических условий, которые должны быть учтены в процессе создания ЭСО по учебным предметам, а также при их использовании при организации учебно-познавательной деятельности учащихся следующие:

-выполнение дидактической роли ЭСО по управлению процессом усвоения обучаемыми содержания учебного материала на всех этапах учебно-познавательной деятельности при ее алгоритмизации;

-преодоление фрагментарного характера представляемого в ЭСО содержания учебного материала через его структурирование по хронологическому или проблемно-модульному принципам в соответствии с компонентами учебных знаний;

-реализация деятельностного компонента предметного обучения, ориентированного на формирование и дальнейшее развитие умений работы с хронологическим, картографическим материалом, историческими источниками;

-определение показателей успешности обучения, применяемых в контрольно-оценочном инструментарии ЭСО при использовании комплекса разноуровневых тестовых заданий в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала;

-осуществление корректирующей функции ЭСО для достижения учащимися продуктивных уровней усвоения содержания учебного материала.

         К методическим принципам создания и системного применения ЭСО и Интернет-ресурсов в процессе обучения учащихся целесообразно отнести следующие:

1.Принцип структурирования содержания учебного материала, представляемого в ЭСО в соответствии с компонентами учебных знаний.

2.Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении с применением ЭСО и Интернет-ресурсов.

3.Принцип реализации деятельностного подхода в обучении, ориентированный на формирование общеучебных и специальных умений.

4.Принцип систематичности и последовательности в обучении с применением ЭСО и Интернет-ресурсов в качестве средства компьютерной поддержки традиционных компонентов УМК.

         В качестве основных направлений в практике применения ЭСО выделяют следующие:

-использование ЭСО в дидактическом процессе при изучении нового материала через представление содержания средствами мультимедиа;

-применение ЭСО и Интернет-ресурсов на этапах систематизации и обобщения содержания учебного материала;

-автоматизация средствами ЭСО контрольно-оценочной функции обучения;

-использование электронных ресурсов информационно-справочного характера при подготовке преподавателей к проведению учебных занятий;

-применение ЭСО для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

-использование информационных ресурсов сети Интернет при подготовке учащимися рефератов и сообщений;

-осуществление проектной и исследовательской деятельности с использованием ЭСО и доступных информационных ресурсов;

-применение ЭСО во внеурочной деятельности по предмету;

-применение тестирующих программ в процессе подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ к процедуре централизованного тестирования.

         Существующий педагогический опыт позволяет выделить в качестве одной из распространенных форм применения ЭСО используемые электронные презентации.

         Требования к ЭСО:

-обеспечение доступности обучения для учащихся с различным уровнем подготовки;

-возможность адаптации ЭСО к индивидуальным возможностям учащихся, их способности усваивать содержание учебного материала;

-реализация принципа наглядности в обучении;

-обеспечение простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.

По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).

В Интернете размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.

Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.

Обширная информация, представленная в Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся ученых можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.

Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.

Интернет следует использовать для вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты, для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной переписки.      Системное применение ЭСО по учебным предметам предусматривает их использование на всех этапах учебно-познавательной деятельности учащихся и с учетом оптимизации обучающей, контрольно-оценочной и корректирующей функций ЭСО предполагает использование следующих приемов и средств: структурирование содержания учебного материала в соответствии с критериями содержательного наполнения ЭСО; проблематизация содержания учебного материала через предъявление учащимся проблемных вопросов и заданий; управление процессом обучения через алгоритмизацию учебных действий; предъявление значительных объемов и организация поиска необходимых учебных информационных ресурсов, в том числе документального исторического материала при помощи гипертекстовых ссылок и поисковых систем в сети Интернет; демонстрационная поддержка процесса обучения, в том числе с помощью текстовых, аудио- и видеоисточников, анимированных исторических карт, структурно-логических динамических схем и опорных конспектов; диагностика результатов учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом критериально-ориентированного подхода к тестированию; самообразование при самостоятельном изучении содержания учебного материала.

         Реализация методики системного применения ЭСО по учебным предметам предусматривает ряд этапов. Мотивационно-целевой этап включает в себя определение целей и задач применения ЭСО с учетом специфики изучения дисциплины на той или иной ступени образования, определение методических условий системного применения ЭСО в сочетании с традиционными компонентами УМК, стимулирование интереса обучаемых к изучению предмета с помощью компьютеров, а также возможности выбора учащимися различных траекторий и форм обучения в процессе усвоения содержания учебного материала.

         На содержательно-деятельностном этапе предусматривается предъявление с помощью технологических возможностей компьютеров различных компонентов учебных исторических знаний и их усвоение через формирование у учащихся общеучебных и специальных способов деятельности, в том числе при осуществлении тренинговой работы по выполнению разноуровневых заданий.

         В рамках оценочно-рефлексивного этапа для осуществления различных видов контроля предусматривается использование в качестве критериев определения успешности обучения уровней усвоения содержания учебного материала, а в качестве показателей обученности – отметочных баллов десятибалльной шкалы оценивания учебных достижений старшеклассников. На данном этапе также осуществляется самооценка учащимися результатов своей учебно-познавательной деятельности.

         Таким образом, систематизация и обобщение существующего педагогического опыта учителей, а также анализ практики обучения по учебным предметам позволяют определить следующие методические условия системного применения ЭСО в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении учебных предметов: выполнение дидактической роли ЭСО и реализация деятельностного компонента обучения; структурирование содержания учебного материала по хронологическому или проблемно-модульному принципам с обеспечением проблемно-теоретического, поискового и исследовательского подходов в корректирующей функций ЭСО; выбор учащимися индивидуальной траектории обучения в рамках заданного в ЭСО механизма алгоритмизации учебных действий.

 

 

Основные требования, предъявляемые

к авторским оригиналам рукописей

 

Рукопись должна содержать:

ü    титульный лист и оборот титульного листа, на котором указываются выходные данные: учреждение, авторы (составители), рецензенты, тираж и др.;

ü    содержание (оглавление);

ü    аннотацию с кратким изложением содержания рукописи и указанием целевой группы читателей, на которых она рассчитана.

Рукопись представляется автором в бумажном (должна быль отпечатана на одной стороне листа формата А4, на черновиках) и электронном видах, содержание которых должно быть идентичным.

Бумажный носитель рукописи должен быть подписан автором и является документом при решении спорных вопросов. Кроме того, бумажный вариант должен быть завизирован руководителем структурного подразделения (проректором, начальником центра, заведующим кафедрой и др.).

 

Требования к оформлению рукописи в формате Word

Поля страниц:

а) левое – 20 мм;

б) правое – 20 мм;

в) верхнее – 20 мм;

г) нижнее – 30 мм

Гарнитура шрифта – Times New Roman, размер кегля 15, междустрочный интервал – одинарный. Для дополнительного текста (сноски, таблицы, литература, нумерация страниц, приложения и др.) – 14 кегль.

Абзацный отступ одинаковый по всей рукописи – 1 см.

Выравнивание текста – по ширине.

Страницы нумеруются внизу по центру (номера титульного листа и оборота титульного листа не проставляются, но учитываются при общей нумерации).

При наборе необходимо установить автоматический перенос слов.

При работе в Microsoft Word рекомендуется включить режим показа непечатных знаков.

Не допускается:

·  два и более междусловных пробела в основном тексте;

·  выделение в тексте подчеркиванием;

·  формирование красной строки с помощью табуляции и пробелов;

·  разрыв страниц знаком Enter;

·  замена пунктуационного знака «–» (тире) грамматическим знаком «-» (дефис);

·  использование в тексте разных видов кавычек (предпочтительно употреблять кавычки вида «елочки»);

·  использование в русском языке буквы «ё» (за исключением пособий (текстов), предназначенных для учащихся начальной школы);

·  автонумерация (нумерованных и маркированных списков) в главах
и абзацах. Все набирают вручную.


 

Правила набора текста

 

1.                Сокращения слов производятся в соответствии с межгосударственным стандартом.

2.                Точки в конце заголовков не ставятся.

3.                Инициалы разбиваются пробелом и ставятся перед фамилией.

4.                При переносах не должны быть оторваны фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается.

5.                Сокращенные выражения (и т. д., и т. п., т. е.) при переносе не должны разделяться.

6.                Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы, начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

7.                Не должны быть отделены при переносе сокращенные слова от имен собственных (проф. Иванов).

8.                Используемые цитаты должны иметь указание на источник их заимствования.

9.                В конце эпиграфа ставится точка.

10.           Внутритекстовые выделения оформляются полужирным шрифтом или курсивом.

11.           Рисунки, иллюстрации и фотоснимки вставляются в рукописи, они должны иметь нумерацию и подписи.

12.           Не допускается размещение в разных строках чисел и их наименований (250 кг), знаков номера и параграфа относящихся к ним чисел (№ 25, § 6), указаний дат (1998 г.).

13.           Знаки процента (%), градуса (º) от предыдущих чисел не отделяются пробелами.

14.           Тире между цифрами (числами) пробелами не отделяются: 20-30.

15.           Допускается не более четырех переносов подряд.

16.           В заголовках не используются переносы и точки.

17.           Дефис ставится только в середине слов, короткое тире (-) в промежутках цифр, в остальных случаях – длинное тире.

18.           В русском и белорусском языках используются только кавычки « ».

19.           Оформление таблиц производится следующим образом: порядковый номер таблицы, ее название (Таблица 1. Виды изданий).

20.           Между таблицами, рисунками и иллюстрациями на одной полосе должно быть не менее 3 строк основного текста.

21.           Формулы следует располагать по центру по всему изданию. Однострочные формулы набираются кеглем 14, двустрочные (дроби) кеглем 12. Нумерацию к формулам набирать кеглем 14 в правый край наборной полосы.

22.           Строки из поэтических произведений печатаются кеглем 12.

23.           Приложения можно размещать либо с новой страницы, либо подряд.

24.           В конце предложений, расположенных в таблицах, точки не ставятся.

 

 

25.           Правила оформления перечислений:

1.

1)                

a)                

Последнее

перечисление

Текст пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка или точка с запятой

Текст пишется с маленькой буквы, в конце ставится  точка с запятой

Текст пишется с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка с запятой

В конце ставится точка

 

26.           Рукопись, оформленная с нарушением утвержденных требований, возвращается на доработку автору (авторам).

27.            Рукопись на иностранном языке вычитывается авторами.

28.           Любое издание должно сопровождаться библиографическим списком (списком литературы), который составляют в соответствии с требованиями.

 

Заголовки и подзаголовки отделяют от основного текста двумя междустрочными интервалами (1 Enter кг. 14) сверху и снизу. Разрешается
в больших изданиях (более 100 страниц) начинать новую главу с новой страницы.

Названия глав, параграфов и подпараграфов набираются жирным шрифтом. Для набора самого крупного заголовка используют кегль 16 заглавный жирный, для подзаголовков – кегль 16 или 14 строчный жирный. Шрифт в заголовках должен иметь только прямое начертание. При наборе заголовков заглавными буквами междусловный пробел увеличивается до двух пробелов.

Более крупные шрифты использовать для набора заголовков нежелательно.

Главная

Победа в Международном проекте

 Мы победили с специальной номинации в проекте в рамках конкурса исследовательских работ "Россия и Беларусь: общая история, общая судьб...