Поиск по этому блогу

вторник, 26 апреля 2022 г.

Девушка в серой шинели


Участие в 15 международной конференции "Великая Отечественная война советского народа" 

Проект "Девушка в серой шинели" 

Подготовила Карниевич Елизавета, учащаяся 10 Б класса.

Режиссер-видеограф Никонович Дарья, учащаяся 10 Б класса.

https://drive.google.com/file/d/1rWxobmycq1cOvaNaRl3RpV-BgsLziLNI/view?usp=drivesdk


Елизавета отмечена ПОХВАЛЬНЫМ ОТЗЫВОМ. 

Поздравляю Лизу с победой!!! 

Елена Константиновна Стемпковская - 

Герой Советского Союза

Говорят, что у войны – не женское лицо, в годы Великой Отечественной войны совсем юные девчонки, мечтавшие о любви, строившие светлые планы на будущее, взяли в руки оружие и ушли воевать с врагом. Они не только спасали, перевязывали раненых, но и стреляли, ходили в разведку, подрывали мосты, бомбили. Это была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь Победы, и бессмертный подвиг.

В Минске на площади Победы стоит памятник-обелиск советским воинам и партизанам. Внизу под обелиском выбиты имена 567 Героев Советского Союза, погибших при освобождении Беларуси, в том числе герои-белорусы, погибшие на других фронтах. Среди них 11 женщин, одна из которых – Елена Константиновна Стемпковская.

В исследовательской работе речь пойдет о Герое Советского Союза Стемпковской Елене Константиновне, нашей землячке, которая защищала Родину в трудные годы войны.

Родилась отважная радистка Елена Константиновна Стемпковская в деревне Мазурщина ныне Солигорского района в 1921 году. Её мать – Анна Викентьевна – была из простой крестьянской семьи, а отец – Константин Максимович – ещё до рождения дочери многое узнал и испытал. К отцу Елены всё село относилось с большим уважением. Он в свое время защищал Порт-Артур, сражался с белогвардейцами на гражданской войне. Много городов и сёл видел на своем веку её родитель, потому и было у него право сказать детям, что прекраснее родных мест ничего нет на свете. А живописная их деревенька, вокруг которой шумели леса, и на самом деле была красивой и привлекательной.

В конце 1930-х годов семья Стемпковских переехала в Узбекистан в посёлок Баяут Баяутского района Сырдарьинской области. Там и прошли детство и юность Елены. Современные историки считают, что семья Стемпковских уехала из Беларуси, чтобы избежать сталинских репрессий. В официальной биографии Елены Константиновны таких данных нет, как и нет их в собранных учениками Долговской школы архивных документах.

Родители трудились в хлопководческом хозяйстве, после занятий спешила на помощь и Лена. Будучи девятиклассницей, девушка успешно сдала экстерном программу за десятый, тогда выпускной класс. В школе она особенно любила гуманитарные предметы, сама мечтала учить детей. Потому выбор Ташкентского педагогического института имени Низами не был случайным. Она поступила на исторический факультет. К началу войны Елена успела окончить первый курс. Однако учёбу студентки прервала война, и в июле 1941-го Елена Стемпковская добровольно записалась в Красную Армию. Несколько месяцев она проходила подготовку на курсах радиотелеграфистов. И её вместе с другими девушками, которые стали радистками, телеграфистками и шифровальщицами, на фронт отправили неожиданно, так что они об этом даже родителям сообщить не успели. Младшему сержанту Елене Стемпковской в то время исполнилось только двадцать лет.

С января 1942 года она была на фронте, служила радисткой в стрелковом батальоне 216-го стрелкового полка (76-я стрелковая дивизия, 21-я армия, Юго-Западный фронт). В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации хранится донесение 1942 года о подвиге радистки Елены Стемпковской.

Любимым героем Елены Стемпковской был горьковский Данко. Он своим горящим сердцем осветил путь людям? Именно об этом герое она вспоминает в одном письме к родным: «…Мне часто вспоминается рассказ Горького о герое Данко. Он вырвал своё сердце из груди, и заблудившиеся люди смогли найти дорогу в тёмном лесу. Если бы я смогла осветить своим сердцем дзоты врага, когда наши бойцы идут ночью в атаку, я поступила бы, как Данко…»

В двадцатых числах июня 1942 года полк занял оборону западнее села Зимовенька. Второй стрелковый батальон закрепился у восточного яра и построил оборону в районе сельского кладбища. Разведчики прощупывали передний край врага, солдаты готовились к бою. На рассвете 29 июня 1942 года фашисты открыли по ним ожесточённый артиллерийский огонь, поддерживаемый ударами с воздуха, после чего предприняли попытку ворваться на территорию наших окопов. По-видимому, гитлеровцы хватили «шнапса», ибо шли, что-то весело горланя. Скорее всего, считали, что после такого массированного огня от красноармейцев ничего не осталось. Они глубоко просчитались, ибо яр вдруг ожил и немало фашистов полегло от советских пуль.

Тогда противник стал обходить батальон с двух сторон, пытаясь его окружить. Силы были неравными. Отразив две атаки гитлеровцев, 216-й полк вынужден был отступить. Командир батальона капитан Савченко приказал роте лейтенанта Киреева прикрыть отступление батальона и с наступлением темноты пробиваться к своим. Политрук провел беседу с бойцами, которых осталось лишь 16 человек.

Стемпковская, получив приказ отходить с батальоном, поползла из блиндажа мимо командного пункта артиллерийской батареи. Заглянув туда, радистка увидела погибших корректировщиков.

Взяв трубку из рук убитого солдата, услышала тревожный вызов: «Берёза, Берёза, Берёза!»

«Я Берёза! – ответила она.

«Кто это там?!» - удивились на другом конце провода.

«Младший сержант Стемпковская, радист 2-го батальона. Нет тут больше никого, все ваши корректировщики погибли. Батальон отходит, немцы прут на пригорок… По кладбищу – огонь!»

Но недолго пришлось Лене корректировать огонь батареи. Телефон умолк, и она поползла к траншее. Там политрук Чёрный и лейтенант Киреев с горсткой бойцов сдерживали яростный натиск врага. Схватив автомат погибшего солдата, она застрочила по наступающим фашистам. Из 18 человек в роте остались только трое: она, Чёрный и Киреев. Воздух был пропитан смрадом и запахом крови. Только бы хватило сил выдержать и сохранить здравый рассудок в этом кромешном аду! Из раскалённых стволов они косили лезших напролом немцев. Упал Киреев, сражённый пулей. Прямо на них полз вражеский танк. Навстречу ему с гранатой в руке поднялся политрук. Взрывом с вражеской машины сорвало гусеницу и подбитый танк завертелся на месте. Взрывной волной политрука отбросило в траншею и засыпало землёй. Стемпковская осталась одна. Перебегая из одного фланга траншеи в другой, она продолжала вести огонь сразу из двух автоматов, пока не упала от вражеской пули.

Погибла вся 4-я рота. В этом бою было отбито четыре атаки врага, и приказ был выполнен – полк и штаб батальона из окружения вышли.

Политрук Трофим Чёрный чудом остался живым. Взрывом гранаты его контузило и засыпало в траншее. Утром он выбрался из-под земли, но был взят в плен фашистами, собиравшими трупы своих солдат. В плену он прошёл все круги ада, но опять-таки выжил и много лет спустя рассказал о подвиге нашей землячки.

А уже о дальнейшей судьбе радистки Стемпковской стало известно из рассказов местных жителей, но в большей степени со слов немецкого солдата-антифашиста, перебежавшего через линию фронта в расположение частей Красной Армии.

Елену подвергли страшным пыткам. «Кто командир части? Какова её численность? Какие планы командования?» Она молчала. Молчала и тогда, когда озверевший офицер вырывал ей волосы, бил по лицу рукояткой пистолета. И даже когда солдатским тесаком ей отрубили кисти рук, младший сержант Елена Стемпковская не проронила ни слова.

Всего полгода продолжалась война для Елены Стемпковской. А ведь она в тот страшный день должна была отходить вместе со всеми, но поползла в окопы к своим боевым товарищам, которые любой ценой решили задержать противника и дать возможность остальным выйти из окружения.

О радистке Лене в войсках Юго-Западного, впоследствии Сталинградского, а затем и 3-го Украинского фронта, ходили легенды. Ей приписывались порой несуществующие подвиги, но имя её всегда было на устах у солдат – оно запало в сердца красноармейцев как символ беззаветного служения и жертвенности Родине.

Похоронили Лену вместе с командиром роты лейтенантом Петром Киреевым. Свадьба, о которой они мечтали после Победы, не состоялась, но они остались вместе навсегда.

Звание Героя Советского Союза нашей землячке присвоили лишь в мае 1946-го – во многом благодаря инициативе её однополчан, которые настаивали на награждении мужественной радистки.

В парке центральной усадьбы совхоза Баяут-1 нашей землячке установлен памятник, она зачислена в списки студентов Ташкентского педагогического института, на здании которого установлена мемориальная доска в честь Героини. Её имя носят школы в деревне Мазурщина, кишлаке Баяут-1, школа №89 города Ташкента, техническое училище №16 в Волгограде. В её честь в деревне Долгое Солигорского района установлена мемориальная доска. В Солигорском краеведческом музее хранятся письма, которые Елена писала родным в те грозные дни.

На Белгородчине, в Шебекинском районе, сооружён монумент в честь белоруски – Героя Советского Союза. Благодаря членам шебекинского клуба радиолюбителей «Эфир» память о подвиге отважной радистки продолжает жить во всём мире. По установленной много лет назад традиции накануне Дня Победы участники этого клуба собираются недалеко от памятника Стемпковской и в полевых условиях ведут в её честь сеансы связи со всеми континентами и государствами. И каждый раз позывной станции в селе Зимовенька один и тот же: «Радио Победа. Елена Стемпковская». И его слышат тысячи людей в эфире.

 

Лена, слышишь позывные, Лена?!

Подвиг твой с годами не угас.

Радио Победа – над Вселенной.

Лена, слышишь? Ты живёшь средь нас.

 

Мы в своих стремлениях едины:

Жили б наши дети, был бы мир…

Смерть свою ты, Лена, победила,

Слышишь, Лена, выходи в эфир!

 


 

 


Главная

Победа в Международном проекте

 Мы победили с специальной номинации в проекте в рамках конкурса исследовательских работ "Россия и Беларусь: общая история, общая судьб...