Поиск по этому блогу

суббота, 9 января 2021 г.

Медиаобразование как условие достижения метапредметных и предметных результатов обучения учащихся

Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления, обладают уникальными дидактическими возможностями. Все, что приобретено учащимся на начальном этапе формирования и становления его личности, сохраняется на всю жизнь. Это касается и умения критически мыслить и критически относиться к информации, которая его окружает и сопровождает. ИКТ на уроках истории позволяют обучающимся представлять информацию в различной форме (текст, графика, видео, аудио), активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, мобилизируют внимание учащихся, помогают воспроизводить и комментировать информацию, видеть реальное применение в жизни изучаемых процессов и явлений. На уроках истории целесообразно использование презентаций, исследований, проектов, кейс-технологий, защита творческих работ. В работе с презентациями на уроках гуманитарного цикла осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Мультимедийные презентации задействуют различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит и учителю, и ученику. Основой урока является изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. Учащиеся активно участвуют в поиске материала. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере, учащиеся могут работать в группах и парах, обсуждать результаты своей работы. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, медиаресурсами, с информацией на экране. 8 Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Большое значение на современном уроке имеет применение кейс- метода как варианта активного обучения на основе реальных ситуаций. Применение данного метода позволяет оптимально сочетать теорию и практику, позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками. В кейсе прослеживается процесс решения проблемы, и творческий процесс познания. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В первом случае результатом является формулирование основной проблемы, формирование проблемного поля и оценка сложности. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в конкретной ситуации. Данный метод приемлем на уроках истории на этапе усвоения нового материала. Одним из современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, использование которой обогащает возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. При использовании электронной интерактивной доски используются следующие виды образовательной деятельности: 1) работа с текстом и изображениями; 2) создание заметок с помощью электронных чернил; 3) сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати; 4) демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; 5) демонстрация презентаций, созданных учащимися. 6) работа с историческими картами. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс, позволяют всем учащимся проявить свои способности и активность на уроке. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Применение ИКТ в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам: 1) повышается уровень наглядности на уроке; 2) развиваются межпредметные связи с основами информатики; 3) становится возможной организация проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя; 9 4) повышается мотивация учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности; 5) каждый учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем, организация изучения материала позволяет ему вживаться в роль исследователя; 6)повышается индивидуализация обучения, обеспечивается личностноориентированный подход. ИКТ, интегрированные в курс школьной программы, призваны выполнять уникальную функцию подготовки учащихся к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной компетентности при изучении различных дисциплин, в том числе и истории. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс связана с развитием аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа, развитие способностей учащихся к восприятию, пониманию и анализу языка медиа, умений, учащихся создавать и распространять собственные медиапродукты. Одна из главных задач учителя заключается в том, чтобы научить учащихся выделять в огромном мире информации ценное, вечное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Главная

Победа в Международном проекте

 Мы победили с специальной номинации в проекте в рамках конкурса исследовательских работ "Россия и Беларусь: общая история, общая судьб...