Поиск по этому блогу

суббота, 9 января 2021 г.

 

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через исследовательскую деятельность

 

«Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

 

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

Исследовательская деятельность – не только, процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний.

Систематическое применение исследовательского метода на занятиях способствует ускоренному формированию творческой, социально мобильной личности, что доказывает успешное участие школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, научных конференциях.

Выполнение исследования формирует навыки самостоятельной работы, обогащает опыт, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей ученика.

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

          постановку проблемы,

          изучение теории, посвященной данной проблематике,

          подбор методик исследования и практическое овладение ими,

          сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

          научный комментарий,

          собственные выводы.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- значительно расширяется кругозор в предметных областях;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

- наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Исследовательская работа способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

– овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

В ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление темы и проблемы исследования; постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для учащегося тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Элементы исследовательской деятельности:

1)Коммуникативные (слушать и понимать других, находить компромисс, выражать себя, взаимодействовать внутри группы).

2)Поисковые (находить информацию, формулирование ключевых слов).

Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ районного и республиканского уровня, добиваясь на них успехов.

С целью выявления и поддержки высокомотивированных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное общество учащихся «Первые шаги».

Работа в научном обществе даёт учащимся возможности для закрепления учебных навыков и приобретения новых компетенций:

- развивает у школьников творческие и интеллектуальные способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;

- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Таким образом, исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

·         усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

·         значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;

·         формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;

·         способствует профессиональному росту как учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении работы: оформление работы, формулирование темы, целей и задач, определение объекта и предмета требует большой затраты сил и времени участников исследования; как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих проводить по-настоящему серьезные исследования; не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

Но, несмотря на такие трудности, исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования современного образования.

Интеллектуальная деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

На основании изложенного выше представляется возможным сформулировать следующий вывод о том, что в современном образовании исследовательская деятельность является эффективным средством развития познавательных, интеллектуальных способностей у школьников.

Свое выступление я хочу закончить словами: «Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Главная

Победа в Международном проекте

 Мы победили с специальной номинации в проекте в рамках конкурса исследовательских работ "Россия и Беларусь: общая история, общая судьб...