Развитие
интеллектуальных способностей учащихся через исследовательскую деятельность
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Современное общество ждет от школы мыслящих,
инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.
Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили
бы выполнить этот заказ общества.
Исследовательская деятельность – не только, процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний.
Систематическое применение исследовательского метода
на занятиях способствует ускоренному формированию творческой, социально
мобильной личности, что доказывает успешное участие школьников в предметных
олимпиадах, творческих конкурсах, научных конференциях.
Выполнение исследования формирует навыки
самостоятельной работы, обогащает опыт, способствует развитию творческих и
интеллектуальных способностей ученика.
Исследовательская
деятельность обучающихся – деятельность,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере:
•
постановку проблемы,
•
изучение теории, посвященной данной
проблематике,
•
подбор методик
исследования и практическое овладение ими,
•
сбор собственного материала, его анализ и
обобщение,
•
научный комментарий,
•
собственные выводы.
Исследовательская деятельность – это один из методов
обучения, в ходе которого у учащихся:
-
формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к
саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
-
значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит
непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного
исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим
образом развиваются творческие задатки.
Исследовательская
работа способствует:
– углублению и
актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;
– развитию
интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и
дополнительных образовательных программ;
– созданию
предпосылок для развития научного образа мышления;
– овладению
методами научных исследований;
– формированию
установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;
– обучению
информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
– формированию
научно-педагогического сообщества детей, педагогов, реализующих различные
программы учебно-исследовательской деятельности.
В ходе исследовательской работы многое представляет
для учащихся значительные трудности: выявление темы и проблемы исследования; постановка
цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования; правильный
выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников; отбор
и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям
исследования.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в
результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно
прочнее и надежнее для учащегося тех сведений о мире, что получены
репродуктивным путем.
Элементы исследовательской деятельности:
1)Коммуникативные (слушать и понимать других, находить
компромисс, выражать себя, взаимодействовать внутри группы).
2)Поисковые (находить информацию, формулирование
ключевых слов).
Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках,
конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах
исследовательских работ районного и республиканского уровня, добиваясь на них
успехов.
С
целью выявления и поддержки высокомотивированных и увлеченных основами наук
учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное
общество учащихся «Первые шаги».
Работа в научном обществе даёт учащимся
возможности для закрепления учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-
развивает у школьников творческие и интеллектуальные способности и вырабатывает
у них исследовательские навыки;
-
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и
выполнения исследований;
-
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию,
готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой
деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Таким образом, исследовательская работа с учащимися
дает следующие положительные результаты:
·
усвоение
алгоритма научного исследования способствует формированию научного
мировоззрения учащихся;
·
значительно
расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;
·
формирует умения
и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
·
способствует
профессиональному росту как учителей, расширяя знания, как в области своего
предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников,
раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с
коллегами из других учебных заведений.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в
проведении работы: оформление работы, формулирование темы, целей и задач, определение
объекта и предмета требует большой затраты сил и времени участников
исследования; как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало
желающих проводить по-настоящему серьезные исследования; не всегда работы
получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные
критерии оценки исследовательских работ, что иногда, к сожалению, приводит к
потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, исследовательская
деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека
требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из
трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной
карьеры и самореализации.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам
исследовательской деятельности является одним из перспективных путей
совершенствования современного образования.
Интеллектуальная деятельность
рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса
качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и
изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения
конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи;
трудолюбие; способность видеть главное.
На
основании изложенного выше представляется возможным сформулировать следующий
вывод о том, что в современном образовании исследовательская деятельность
является эффективным средством развития познавательных, интеллектуальных
способностей у школьников.
Свое выступление
я хочу закончить словами: «Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а
лампада, которую надо зажечь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий