Поиск по этому блогу

суббота, 9 января 2021 г.

 

Методика использования электронных средств обучения и Интернет-ресурсов в образовательном процессе по учебным предметам

 

         Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования.

         Электронное средство обучения по учебным предметам это оформленное в электронном виде средство компьютерной поддержки процесса изучения учащимися учебных предметов в сочетании с традиционными компонентами учебно-методического комплекса.

         Применение ЭСО обусловлено особенностями процесса познания, технологическими и дидактическими свойствами ЭСО и имеет следующую специфику:

-использование электронных энциклопедий, электронных версий учебных пособий, ресурсов сети Интернет при организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по поиску учебной информации;

-процесс усвоения содержания учебного материала осуществляется в соответствии с многокомпонентным составом учебных знаний (теоретические; фактологические, в том числе хронологические и картографические; методологические, оценочные знания и способы учебно-познавательной деятельности);

-сочетание формализованных (конкретные, единичные события, их место и время, участники, понятийно-терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и неформализованных (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) учебных знаний на этапах их предъявления и усвоения с помощью экранных форм;

-учет сущностной природы научного факта при создании и использовании электронных презентаций на этапе представления и усвоения учебных знаний;

-использование мультимедийных презентаций, анимированных карт, динамических структурно-логических схем при формировании специальных умений по реконструкции и интерпретации событий и процессов;

-использование электронных хрестоматий и тематических сайтов сети Интернет при работе с документальными материалами для определения степени их достоверности, субъективного или объективного характера;

-использование на этапах вводного, тематического (итогового) контроля и коррекции результатов обучения электронных тестовых средств для оценивания уровня усвоения формализованных, теоретических и фактологических знаний, а также для оценивания уровня усвоения неформализованных, оценочных знаний – заданий со свободно конструируемым ответом.

         В качестве методических условий, которые должны быть учтены в процессе создания ЭСО по учебным предметам, а также при их использовании при организации учебно-познавательной деятельности учащихся следующие:

-выполнение дидактической роли ЭСО по управлению процессом усвоения обучаемыми содержания учебного материала на всех этапах учебно-познавательной деятельности при ее алгоритмизации;

-преодоление фрагментарного характера представляемого в ЭСО содержания учебного материала через его структурирование по хронологическому или проблемно-модульному принципам в соответствии с компонентами учебных знаний;

-реализация деятельностного компонента предметного обучения, ориентированного на формирование и дальнейшее развитие умений работы с хронологическим, картографическим материалом, историческими источниками;

-определение показателей успешности обучения, применяемых в контрольно-оценочном инструментарии ЭСО при использовании комплекса разноуровневых тестовых заданий в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала;

-осуществление корректирующей функции ЭСО для достижения учащимися продуктивных уровней усвоения содержания учебного материала.

         К методическим принципам создания и системного применения ЭСО и Интернет-ресурсов в процессе обучения учащихся целесообразно отнести следующие:

1.Принцип структурирования содержания учебного материала, представляемого в ЭСО в соответствии с компонентами учебных знаний.

2.Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении с применением ЭСО и Интернет-ресурсов.

3.Принцип реализации деятельностного подхода в обучении, ориентированный на формирование общеучебных и специальных умений.

4.Принцип систематичности и последовательности в обучении с применением ЭСО и Интернет-ресурсов в качестве средства компьютерной поддержки традиционных компонентов УМК.

         В качестве основных направлений в практике применения ЭСО выделяют следующие:

-использование ЭСО в дидактическом процессе при изучении нового материала через представление содержания средствами мультимедиа;

-применение ЭСО и Интернет-ресурсов на этапах систематизации и обобщения содержания учебного материала;

-автоматизация средствами ЭСО контрольно-оценочной функции обучения;

-использование электронных ресурсов информационно-справочного характера при подготовке преподавателей к проведению учебных занятий;

-применение ЭСО для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

-использование информационных ресурсов сети Интернет при подготовке учащимися рефератов и сообщений;

-осуществление проектной и исследовательской деятельности с использованием ЭСО и доступных информационных ресурсов;

-применение ЭСО во внеурочной деятельности по предмету;

-применение тестирующих программ в процессе подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ к процедуре централизованного тестирования.

         Существующий педагогический опыт позволяет выделить в качестве одной из распространенных форм применения ЭСО используемые электронные презентации.

         Требования к ЭСО:

-обеспечение доступности обучения для учащихся с различным уровнем подготовки;

-возможность адаптации ЭСО к индивидуальным возможностям учащихся, их способности усваивать содержание учебного материала;

-реализация принципа наглядности в обучении;

-обеспечение простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.

По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).

В Интернете размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.

Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.

Обширная информация, представленная в Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся ученых можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.

Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.

Интернет следует использовать для вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты, для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной переписки.      Системное применение ЭСО по учебным предметам предусматривает их использование на всех этапах учебно-познавательной деятельности учащихся и с учетом оптимизации обучающей, контрольно-оценочной и корректирующей функций ЭСО предполагает использование следующих приемов и средств: структурирование содержания учебного материала в соответствии с критериями содержательного наполнения ЭСО; проблематизация содержания учебного материала через предъявление учащимся проблемных вопросов и заданий; управление процессом обучения через алгоритмизацию учебных действий; предъявление значительных объемов и организация поиска необходимых учебных информационных ресурсов, в том числе документального исторического материала при помощи гипертекстовых ссылок и поисковых систем в сети Интернет; демонстрационная поддержка процесса обучения, в том числе с помощью текстовых, аудио- и видеоисточников, анимированных исторических карт, структурно-логических динамических схем и опорных конспектов; диагностика результатов учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом критериально-ориентированного подхода к тестированию; самообразование при самостоятельном изучении содержания учебного материала.

         Реализация методики системного применения ЭСО по учебным предметам предусматривает ряд этапов. Мотивационно-целевой этап включает в себя определение целей и задач применения ЭСО с учетом специфики изучения дисциплины на той или иной ступени образования, определение методических условий системного применения ЭСО в сочетании с традиционными компонентами УМК, стимулирование интереса обучаемых к изучению предмета с помощью компьютеров, а также возможности выбора учащимися различных траекторий и форм обучения в процессе усвоения содержания учебного материала.

         На содержательно-деятельностном этапе предусматривается предъявление с помощью технологических возможностей компьютеров различных компонентов учебных исторических знаний и их усвоение через формирование у учащихся общеучебных и специальных способов деятельности, в том числе при осуществлении тренинговой работы по выполнению разноуровневых заданий.

         В рамках оценочно-рефлексивного этапа для осуществления различных видов контроля предусматривается использование в качестве критериев определения успешности обучения уровней усвоения содержания учебного материала, а в качестве показателей обученности – отметочных баллов десятибалльной шкалы оценивания учебных достижений старшеклассников. На данном этапе также осуществляется самооценка учащимися результатов своей учебно-познавательной деятельности.

         Таким образом, систематизация и обобщение существующего педагогического опыта учителей, а также анализ практики обучения по учебным предметам позволяют определить следующие методические условия системного применения ЭСО в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении учебных предметов: выполнение дидактической роли ЭСО и реализация деятельностного компонента обучения; структурирование содержания учебного материала по хронологическому или проблемно-модульному принципам с обеспечением проблемно-теоретического, поискового и исследовательского подходов в корректирующей функций ЭСО; выбор учащимися индивидуальной траектории обучения в рамках заданного в ЭСО механизма алгоритмизации учебных действий.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Главная

Победа в Международной НПК

  XVII Международная молодёжная научно-практическая конференция «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа»  ...