Методика
использования электронных средств обучения и Интернет-ресурсов в
образовательном процессе по учебным предметам
Одним из приоритетных направлений
развития современного информационного общества является информатизация
образования.
Электронное средство обучения по учебным
предметам – это
оформленное в электронном виде средство компьютерной поддержки процесса
изучения учащимися учебных предметов в сочетании с традиционными компонентами
учебно-методического комплекса.
Применение ЭСО обусловлено
особенностями процесса познания, технологическими и дидактическими свойствами
ЭСО и имеет следующую специфику:
-использование
электронных энциклопедий, электронных версий учебных пособий, ресурсов сети
Интернет при организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по поиску
учебной информации;
-процесс
усвоения содержания учебного материала осуществляется в соответствии с
многокомпонентным составом учебных знаний (теоретические; фактологические, в
том числе хронологические и картографические; методологические, оценочные
знания и способы учебно-познавательной деятельности);
-сочетание
формализованных (конкретные, единичные события, их место и время, участники,
понятийно-терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и
неформализованных (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) учебных
знаний на этапах их предъявления и усвоения с помощью экранных форм;
-учет
сущностной природы научного факта при создании и использовании электронных
презентаций на этапе представления и усвоения учебных знаний;
-использование
мультимедийных презентаций, анимированных карт, динамических
структурно-логических схем при формировании специальных умений по реконструкции
и интерпретации событий и процессов;
-использование
электронных хрестоматий и тематических сайтов сети Интернет при работе с
документальными материалами для определения степени их достоверности,
субъективного или объективного характера;
-использование
на этапах вводного, тематического (итогового) контроля и коррекции результатов
обучения электронных тестовых средств для оценивания уровня усвоения
формализованных, теоретических и фактологических знаний, а также для оценивания
уровня усвоения неформализованных, оценочных знаний – заданий со свободно
конструируемым ответом.
В качестве методических условий,
которые должны быть учтены в процессе создания ЭСО по учебным предметам, а
также при их использовании при организации учебно-познавательной деятельности
учащихся следующие:
-выполнение
дидактической роли ЭСО по управлению процессом усвоения обучаемыми содержания
учебного материала на всех этапах учебно-познавательной деятельности при ее алгоритмизации;
-преодоление
фрагментарного характера представляемого в ЭСО содержания учебного материала
через его структурирование по хронологическому или проблемно-модульному
принципам в соответствии с компонентами учебных знаний;
-реализация
деятельностного компонента предметного обучения, ориентированного на
формирование и дальнейшее развитие умений работы с хронологическим,
картографическим материалом, историческими источниками;
-определение
показателей успешности обучения, применяемых в контрольно-оценочном
инструментарии ЭСО при использовании комплекса разноуровневых тестовых заданий
в соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала;
-осуществление
корректирующей функции ЭСО для достижения учащимися продуктивных уровней
усвоения содержания учебного материала.
К методическим принципам создания и
системного применения ЭСО и Интернет-ресурсов в процессе обучения учащихся
целесообразно отнести следующие:
1.Принцип
структурирования содержания учебного материала, представляемого в ЭСО в
соответствии с компонентами учебных знаний.
2.Принцип
ведущей роли теоретических знаний в обучении с применением ЭСО и
Интернет-ресурсов.
3.Принцип
реализации деятельностного подхода в обучении, ориентированный на формирование
общеучебных и специальных умений.
4.Принцип
систематичности и последовательности в обучении с применением ЭСО и
Интернет-ресурсов в качестве средства компьютерной поддержки традиционных
компонентов УМК.
В качестве основных направлений в
практике применения ЭСО выделяют следующие:
-использование
ЭСО в дидактическом процессе при изучении нового материала через представление
содержания средствами мультимедиа;
-применение
ЭСО и Интернет-ресурсов на этапах систематизации и обобщения содержания
учебного материала;
-автоматизация
средствами ЭСО контрольно-оценочной функции обучения;
-использование
электронных ресурсов информационно-справочного характера при подготовке
преподавателей к проведению учебных занятий;
-применение
ЭСО для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
учащихся;
-использование
информационных ресурсов сети Интернет при подготовке учащимися рефератов и
сообщений;
-осуществление
проектной и исследовательской деятельности с использованием ЭСО и доступных
информационных ресурсов;
-применение
ЭСО во внеурочной деятельности по предмету;
-применение
тестирующих программ в процессе подготовки учащихся старших классов
общеобразовательных школ к процедуре централизованного тестирования.
Существующий педагогический опыт
позволяет выделить в качестве одной из распространенных форм применения ЭСО
используемые электронные презентации.
Требования к ЭСО:
-обеспечение
доступности обучения для учащихся с различным уровнем подготовки;
-возможность
адаптации ЭСО к индивидуальным возможностям учащихся, их способности усваивать
содержание учебного материала;
-реализация
принципа наглядности в обучении;
-обеспечение
простоты пользования программой и наличие эффективного интерфейса.
По содержанию в текстовой информации
выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты); научная и
научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов);
учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и
пр.); познавательная (тексты общего назначения).
В Интернете размещен значительный объем
информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и
может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования
сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации,
научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность
использования отсутствует вовсе.
Учитель должен помнить, что не вся
информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто
является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная
организация, коммерческая компания или частное лицо.
Обширная информация, представленная в
Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или
текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями
выдающихся ученых можно скопировать на свой компьютер, распечатать и
использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные
материалы для учащихся (фрагменты из текстов работ с вопросами и заданиями к
ним, которые должен составить сам учитель).
Иллюстративный материал также может быть
скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную
проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно
демонстрировать на большом экране в классе.
Большим потенциалом в реализации
принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как
организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации,
когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки
учеников.
Материалы Интернета могут быть
использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении
соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к
материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные
сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.
Интернет следует использовать для
вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты,
для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и
видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной
переписки. Системное применение ЭСО по
учебным предметам предусматривает их использование на всех этапах
учебно-познавательной деятельности учащихся и с учетом оптимизации обучающей,
контрольно-оценочной и корректирующей функций ЭСО предполагает использование
следующих приемов и средств: структурирование содержания учебного материала в
соответствии с критериями содержательного наполнения ЭСО; проблематизация
содержания учебного материала через предъявление учащимся проблемных вопросов и
заданий; управление процессом обучения через алгоритмизацию учебных действий;
предъявление значительных объемов и организация поиска необходимых учебных
информационных ресурсов, в том числе документального исторического материала
при помощи гипертекстовых ссылок и поисковых систем в сети Интернет;
демонстрационная поддержка процесса обучения, в том числе с помощью текстовых,
аудио- и видеоисточников, анимированных исторических карт,
структурно-логических динамических схем и опорных конспектов; диагностика
результатов учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом
критериально-ориентированного подхода к тестированию; самообразование при
самостоятельном изучении содержания учебного материала.
Реализация методики системного
применения ЭСО по учебным предметам предусматривает ряд этапов.
Мотивационно-целевой этап включает в себя определение целей и задач применения
ЭСО с учетом специфики изучения дисциплины на той или иной ступени образования,
определение методических условий системного применения ЭСО в сочетании с
традиционными компонентами УМК, стимулирование интереса обучаемых к изучению предмета
с помощью компьютеров, а также возможности выбора учащимися различных
траекторий и форм обучения в процессе усвоения содержания учебного материала.
На содержательно-деятельностном этапе
предусматривается предъявление с помощью технологических возможностей
компьютеров различных компонентов учебных исторических знаний и их усвоение
через формирование у учащихся общеучебных и специальных способов деятельности,
в том числе при осуществлении тренинговой работы по выполнению разноуровневых
заданий.
В рамках оценочно-рефлексивного этапа
для осуществления различных видов контроля предусматривается использование в
качестве критериев определения успешности обучения уровней усвоения содержания
учебного материала, а в качестве показателей обученности – отметочных баллов
десятибалльной шкалы оценивания учебных достижений старшеклассников. На данном
этапе также осуществляется самооценка учащимися результатов своей
учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, систематизация и
обобщение существующего педагогического опыта учителей, а также анализ практики
обучения по учебным предметам позволяют определить следующие методические
условия системного применения ЭСО в процессе организации учебно-познавательной
деятельности учащихся при изучении учебных предметов: выполнение дидактической
роли ЭСО и реализация деятельностного компонента обучения; структурирование
содержания учебного материала по хронологическому или проблемно-модульному
принципам с обеспечением проблемно-теоретического, поискового и
исследовательского подходов в корректирующей функций ЭСО; выбор учащимися
индивидуальной траектории обучения в рамках заданного в ЭСО механизма
алгоритмизации учебных действий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий