Поиск по этому блогу

суббота, 27 марта 2021 г.

 

Современные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения

Цели и задачи современной системы исторического образования:

§  • адаптация детей к современной социокультурной среде;

§  • активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

§  • интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

§  Технология развития критического мышления.

§  Технология развивающего обучения.

§  Групповые технологии.

§  Технология проектного обучения

§  Информационные технологии.

§  Технология дифференцированного обучения.

§  Технология проблемного обучения и другие.

Система приемов работы на уроках истории

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

§  «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

§  «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;

затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

§  «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

§  Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§  «ЗИГЗАГ»

Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

§  «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»

Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

§  «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

§  «ЛОВИ ОШИБКУ!»

Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

§  «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

§  « КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

§  «КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»

§  Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

 

§  «ХОРОШО – ПЛОХО»

§  Вариант 1

§  Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

§  Вариант 2

§  Учитель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

§  Вариант 3

§  Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

§  Вариант 4

§  Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

§  Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

§  «ДА-НЕТКА»

Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

"Да-нетка" учит:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать товарищей.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»

Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

§  « РЕСТАВРАТОР»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

§  «МИНИ-ПРОЕКТЫ»

Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

§  «РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

§  Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях вклю­чает два этапа. На первом этапе соз­дается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся на­правляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее про­стая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО

§  «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

§  Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

 «ТЕСТ»

§  Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

ПОРТФОЛИО. На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.

§  «Толстый и тонкий вопрос». Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

КЛАСТЕР (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§  «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

§    «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

§  Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

§  Мне было интересно…

§  Мы сегодня разобрались….

§  Я сегодня понял, что…

§  Мне было трудно…

§  Завтра я хочу на уроке…

 

 Задание: Просмотр документального фильма "Легендарное начало Рима"  и дальнейшее его обсуждение в комментариях

5 класс

https://historikylesh.blogspot.com/p/5.html

 Онлайн-лекция "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"

Муравицкий Лука Захарович –

 Герой Советского Союза, наш земляк


Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском и в других сражениях.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысяч человек (часть посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин). Среди героев войны солдаты и офицеры, подпольщики и партизаны, юные пионеры… Благодаря этим людям, их подвигам на свет появилось новое поколение, в том числе, и мы. С каждым годом все меньше становится свидетелей военных событий. Мы должны донести до следующих поколений людей то, что благодаря подвигу героев войны, мы живем под мирным небом.

В годы Великой Отечественной войны наши земляки героически сражались и были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это Д.Т. Гуляев, А.А. Жук, В.И. Козлов, Н.А. Зиновьев, В.З. Корж, Л.З. Муравицкий, Д.С. Наруцкий, Е.К. Стемпковская, В.А. Тихомиров [6, с.15].

Лука Муравицкий родился в 1916 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Долгое. По нынешнему административному делению, сейчас это Солигорский район Минской области. Детство Луки прошло в деревне. Отец батрачил на кулаков. Приходилось батрачить и детям, а их было 8 в семье. После окончания 6 классов сельской школы, в 1929 году отец послал Луку в Москву к дяде, Алексею Карповичу Левчику [1].

На заводе «Динамо» его приняли учеником токаря. Окончив школу фабрично-заводского ученичества, работал слесарем на механическом заводе. После напряженного трудового дня юноша спешил в аэроклуб, где занимался сначала в группе парашютистов, а затем планеристов.

Это были годы бурного развития авиации. Как и все советские люди, Лука восхищался подвигом наших летчиков, спасших челюскинцев, мировыми рекордами летчика-испытателя Владимира Коккинаки, замечательным полетом через Северный полюс в Америку В.П. Чкалова и М.М. Громова.

В начале 1937 года Лука перешел работать в метрополитен, на станцию «Площадь Революции». Весной того же года получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путевке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В 1939 г. окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу имени Чкалова [2, с.45].

Младший лейтенант Лука Муравицкий участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 года. Был летчиком 29-го истребительного авиаполка Московского военного округа Западного фронта (на истребителях И-153) [1].

На каждом своем самолете Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись «За Аню!». Летчики поначалу посмеивались над ним, а начальство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолета по правому борту опять появлялось «За Аню!». Но однажды он рассказал командиру, что его любимая девушка, которая вместе с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что она любила его, они собирались пожениться, но она разбилась, прыгая с самолета. Парашют не раскрылся. Командир смирился и больше не требовал стереть надпись [2, с.51].

Участвуя в обороне Москвы, командир звена 29-го истребительного авиаполка Лука Муравицкий добился блестящих результатов. Так 3 сентября 1941 года, действуя на Западном фронте, он таранил вражеский самолет-разведчик Не-111 и совершил благополучную посадку на поврежденном самолете. Когда Муравицкий делал разворот над окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков он увидел немецкий самолет-разведчик. Лука резко увеличил обороты мотора и помчался наперерез «Хейнкелю-111». Атака лейтенанта была неожиданной, на «Хейнкеле» еще не успели открыть огонь, как пулеметная очередь прошила противника и тот, круто снижаясь, стал удирать. Муравицкий догнал «Хейнкель», вновь открыл по нему огонь и вдруг пулемет замолчал. Летчик сделал перезарядку, но, видимо, кончились боеприпасы. И тогда Муравицкий решил таранить врага. Он увеличил скорость самолета – «Хейнкель» все ближе и ближе. Вот уже видны в кабине гитлеровцы. Не уменьшая скорости, Муравицкий приближается почти вплотную к фашистскому самолету и винтом ударяет по хвосту. Рывок и винт истребителя рассек металл хвостового оперения Не-111. Самолет противника врезался в землю за железнодорожным полотном на пустыре. Лука тоже сильно ударился головой о приборную доску, прицел и потерял сознание. Очнулся – самолет падает к земле в штопоре. Собрав все силы, летчик с трудом прекратил вращение машины и вывел ее из крутого пикирования. Лететь дальше он не мог и пришлось ему посадить машину у станции. Подлечившись, Муравицкий вернулся в свой полк. И снова бои. По несколько раз в день вылетал в бой командир звена. Он рвался в бой и опять, как до ранения, по фюзеляжу его истребителя было тщательно выведено: «За Аню». К концу сентября на счету отважного летчика было уже около 40 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы.

3 сентября 1941 года совершил огненный таран и погиб младший лейтенант Попов, самый близкий друг Луки Муравицкого. После траурного митинга, посвященного памяти Героя, он всю ночь просидел на кровати погибшего товарища, а утром пришел на аэродром. Ни командир полка, ни комиссар, ни товарищи не могли его, раненного, измученного, уговорить остаться на земле. И командир удовлетворил его просьбу – разрешил полет. Без шлема – не один не налезал на забинтованную голову – Муравицкий сел в кабину истребителя. Теперь ему предстояло драться и за себя, и за Попова [2, с.53].

За период с 13 июля по 22 октября 1941 года старший лейтенант Л.З. Муравицкий выполнил 109 боевых вылетов (в том числе: 22 – на разведку, 10 – на штурмовку, 15 – на сопровождение, 62 – на прикрытие наземных войск); провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 7 и в группе 5 самолетов противника [3].

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года старший лейтенант Муравицкий Л.З. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» [6, с.20].

Генерал-майор авиации Пузейкин вспоминает: «Поздно вечером состоялся митинг. Однополчане поздравили героя. Затем выступил «виновник» торжества: «Спасибо, друзья, за добрые слов. Мне очень приятно получить такую награду. Но она не только моя. В небе особенно ощущаешь, как важно, когда рядом с тобой – боевой товарищ, готовый принять на себя удар, чтобы выручить друга. Не раз выручали и меня. Спасибо вам всем за дружбу. О себе скажу коротко: Лука не подведет. Пока бьется сердце, видят глаза, а руки могут держать штурвал, – буду беспощадно драться с ненавистным врагом!» [5].

В конце октября обстановка под Ленинградом крайне осложнилась. Фашистские войска предпринимали отчаянные попытки сломить волю защитников города на Неве. Напряжение боев резко возросло и на земле, и в воздухе.

30 ноября 1941 года старший лейтенант Муравицкий Л.З. погиб в воздушном бою, защищая транспортные самолеты. За три месяца боев он сбил 10 самолетов лично и 7 в группе. Похоронен в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области.

Идут годы. Многое забывается. Но никогда не изгладятся в нашей памяти подвиги героев Великой Отечественной войны, бесстрашных защитников Родины, их имена. Эти имена знают не только представители старшего поколения, но и люди, родившиеся и выросшие после войны. Скупы слова надписи на скромном обелиске в городе Всеволожске Ленинградской области: «Старший лейтенант Лука Захарович Муравицкий. 1917 – 1941». Хотя в некоторых источниках указана дата 30.12.1916 [4].

Биография короткая. А жизнь – яркая, наполненная подвигами во имя Родины. Имя Героя внесено в Книгу Памяти сайта выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В.П. Чкалова [3].

Именем Героя названа улица в деревне Долгое Солигорского района. На этой улице до сих пор живут родственники Л.З. Муравицкого. Долгое время имя Героя носила пионерская дружина в Долговской средней школе. Памятник Л.З. Муравицкому открыт в 1980 году и находится в д. Долгое, возле средней школы. В Долговской средней школе существует музей боевой славы, в котором бережно хранят документы, фотографии и личные вещи семьи Муравицких.


 

вторник, 23 марта 2021 г.

 План работы во время весенних каникул 

5 "В" класс

27.03.2021 (с 10.00-11.00) - онлайн-экскурсия в Хатынь "Мы помним" (в блоге).

30.03.2021 ( с 10.00 до 11.00) - онлайн-лекция "Сохраним в сердцах своих память светлую о них" (в блоге).

01.04.2021 ( с 17.00 до 19.00) - просмотр документального фильма "Легендарное начало Рима" (в блоге) и дальнейшее его обсуждение в комментариях. 

воскресенье, 21 марта 2021 г.

 

5 класс Всемирная история

Вопросы к  обобщению по теме «Древняя Греция»

1.Какие государства называют дворцовыми?

2.Назовите произведения Гомера.

3.Кто такие граждане?

4.Назовите причины греческой колонизации.

5.Назовите основные битвы греко-персидских войн.

6.Каким образом Александр Македонский создал великую державу?

7.Назовите племена греков.

8.Назовите фамилию археолога, который доказал, что Троя существовала.

9.Назовите греческих богов.

10.Почему Спарта не имела оборонительных стен и укреплений? О чем свидетельствует этот факт?

11.Почему между аристократами и демосом возникли разногласия?

12.Охарактеризуйте греческую архитектуру.

 23 марта - памятные даты и события 

 ♦ 1324 - Папа римский Иоанн XXII отлучил от церкви императора Людовика (Людвига) Баварского.

 ♦ 1743 - в Лондоне была впервые исполнена оратория Георга Генделя «Мессия». 

♦ 1841 - в Лондоне Ричард Биэрд открыл первое в Европе фотоателье. Годом ранее подобное заведение было создано американцем Александром Уолкоттом в Нью-Йорке.

 ♦ 1848 - Венгрия объявила о своей независимости от Австрии. 

♦ 1876 - русский инженер Павел Яблочков запатентовал электрическую лампочку.

 ♦ 1891 - впервые использована сетка на футбольных воротах. Произошло это в Англии в матче между футбольными сборными Севера и Юга страны. 

♦ 1956 - провозглашена первая исламская республика - Пакистан. 

♦ 1966 - в Риме впервые за 400 лет произошла официальная встреча папы римского и архиепископа Кентерберийского.

 ♦ 1983 - запущен «Астрон», советский космический ультрафиолетовый телескоп.

 ♦ 1983 - выступая по национальному телевидению, Президент США Рональд Рейган впервые выступил с инициативой разработки СОИ. 

♦ 1994 - авиакатастрофа А-310 компании «Аэрофлот» под Междуреченском. 

♦ 2001 - затопление орбитальной станции «Мир» в южной части Тихого океана, вблизи островов Фиджи.

 ♦ 2007 - катастрофа Ил-76 авиакомпании ТрансАвиаЭкспорт в Могадишо.


9 класс Всемирная история

Задание: добавить материал в презентацию.

https://drive.google.com/file/d/1FM3CJv8bbRLhJVbXVSAd_Tv8lm5FxG94/view?usp=sharing 

 9 класс Всемирная история 

Тема: СССР в 1953 г. - середине 1960-х гг.

Выполнить задание.

https://learningapps.org/2498085

 9 класс Всемирная история

Тема: СССР в 1945-1953 гг.

https://padlet.com/kylesh1976/eupo9tmmjw4lqo1h

Главная

Победа в Международном проекте

 Мы победили с специальной номинации в проекте в рамках конкурса исследовательских работ "Россия и Беларусь: общая история, общая судьб...