Задания III этапа областной олимпиады по обществоведению
9 класс
Задание I. Выберете правильный вариант ответа:
1. Реальная
причина, которая осознается человеком и направляет его познавательную и
практическую деятельность, - это:
а)
цель;
|
б)
интерес;
|
в) самокритичность;
|
г)
самовоспитание.
|
2. Главное
социальное качество человека – это:
а)
способность добывать себе пищу;
б)
способность усваивать достижения культуры;
в)
умение выражать различные эмоции;
г)
способность защищаться от врагов.
3.
К.Роджерс в качестве главной особенности
личности выделял:
а)
поведение личности и сознательные мотивы ее социальных действий;
б)
наличие в структуре личности «Я», «Оно», и «Сверх-Я»;
в)
потребности как ведущий мотив социальных действий;
г)
«я-концепцию» как результат самопознания и самооценки человека.
4.
Самооценка – это:
1)
результат сопоставления человеком своих стремлений со своими реальными
возможностями;
2)
результат сравнения человеком себя с другими людьми.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
5.
Высшая степень эмоционально положительных личностных отношений – это:
а)
дружба;
|
б)
любовь;
|
в)
товарищество;
|
г)
симпатия.
|
6.
Определяющими факторами перехода к постиндустриальной цивилизации являются:
1)
информационные процессы;
2)
существенные изменения в традициях, образе мышления, путях развития.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
7.
В концепции немецкого философа О.Шпенглера цивилизация рассматривалась как:
а)
завершающий этап развития культуры;
б)
процесс сменяющих друг друга локальных систем;
в)
стадия развития, которая наступила вслед за эпохой первобытности;
г)
широкомасштабная культурная общность, определяемая наличием ряда общих черт.
8.
Субкультура формируется под воздействие таких факторов, как:
а)
социальный класс;
|
б)
этническое происхождение;
|
в)
религия;
|
г)
верны все ответы.
|
9.Сторонники
натуралистического подхода к изучению общества считали, что тип общественного
устройства есть:
а)
результат влияния духовных ценностей на жизнь общества;
б)
процесс стремления к идеальному обществу;
в)
деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей;
г)
результат влияния на жизнь географической среды и других природных факторов.
10.
Современные культурологи толкуют элитарную культуру как:
а)
элемент субкультуры;
б) культуру
маргинальных слоев общества;
в) формы
искусства, понимаемые лишь кругом знатоков.
г) меру
возвышения и самосовершенствования человека.
11.
Единое, теоретически последовательное толкование историческому процессу дали:
а)
Н.Данилевский и А.Тойнби;
б)
К.Маркс и Ф.Энгельс.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
12.
Эмпатическая направленность белорусской культуры, прежде всего, связана, со (с):
а)
стремлением человека покорить природу;
б)
обращением человека к Богу или внутрь себя;
в)
толерантностью, рассудительностью народа;
г)
нацеленностью на максимальный обхват бытия.
13.
В структуру морального поступка не входит:
а)
интерес;
|
б)
мотив;
|
в)
намерение;
|
г)
оценка.
|
14.
Понятием «цивилизация» обозначают:
а)
стадию общественного развития, следующую за дикостью и варварством;
б)
совокупность уникальных культурных структур, отличающих одну историческую
общность людей от других.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
15.
Мотивом поведения не относящимся к устойчивым является:
а)
любопытство; б) интерес; в) убеждение; г) установка.
16.
«Я - концепция» является центром:
а)
самодеятельности;
|
б)
самосознания;
|
в)
самосовершенствования;
|
г)
самореализации.
|
17.
Мораль не регулирует отношения:
а)
«человек – коллектив»;
|
б)
«человек – общество»;
|
в) «человек – техника»;
|
г) «человек – человек».
|
18.
Снисходительное отношение к незначительным поступкам и упущениям других
называется:
а) великодушие; б) гуманность; в) терпимость; г) толерантность.
19.
Нравственные качества приобретаются человеком в процессе:
а)
достижения определенного возраста;
б)
получения гражданства;
в)
приобретения полной дееспособности;
г)
в процессе формирования его как личности.
20.
Конституция республики Беларусь является:
а)
правовой основой идеологии белорусского государства;
б)
социально-экономической основой идеологии белорусского государства.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
21.
Познание человеком жизни общества есть
одновременно:
а)
познание человеком самого себя;
б)
познание человеком своего призвания.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
22.
Характеристика степени жизненной активности это:
а)
деятельность;
|
б)
характер;
|
в)
темперамент;
|
г)
жизненный цикл;
|
23.
Менталитет в переводе с латинского языка означает:
а)
независимость;
|
б)
мышление;
|
в)
терпеливость;
|
г)
выносливость.
|
24.
Группа, характеризующаяся объединением людей лишь общими эмоциями, называется:
а)
диффузной;
|
б)
референтной;
|
в)
формальной;
|
г)
эталонной.
|
25.
Писатель, выделивший основным секретом интеллигентности – внимание:
а)
М.М.Рощин;
|
б)
А.П.Чехов;
|
в)
И.Г. Эренбург;
|
г)
М.А.Шолохов.
|
26.
Добродетели, выделяемые древнегреческими мудрецами, это -:
1) мудрость;
|
2) мужество;
|
3) умеренность;
|
4) справедливость;
|
5) ответственность.
|
а)
1,2,3,4
|
б)
1,2,3,
|
в)
1,2,4,5
|
г) 2,4,5
|
27.
С точки зрения идеалистического подхода к пониманию общественного развития:
а)
общество развивается под влиянием идей;
б)
общество стремится к достижению некоторого идеала.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
28.
Оцените верность суждений:
а)
человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение
становятся органичными для него;
б)
нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
29.
Национальное самосознание определяется:
а)
гражданством национального государства;
б)
проживанием в национальном государстве;
в)
происхождением человека;
г)
чувством причастности к национальной культуре.
30.
Словом, написанным с ошибкой, является:
а)
интроверт;
|
б)
идеалогия;
|
в)
конформист;
|
г) экстраверт.
|
31.
Оцените высказывание с точки зрения соответствия выражению «Свобода есть
познанная необходимость»:
а)
человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может
подчиняться только ему;
б)
всегда в жизни есть альтернативы, и человек волен предпочесть тот или иной
способ поведения, ту или иную оценку.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
32.
Верно ли, что коллективистское поведение:
а)
заключается в некритическом групповом поведении и мышлении;
б)
заключается в том, что члены группы, во избежание разногласий отказываются от
объективного и всестороннего рассмотрения вопроса и без обсуждений принимают
предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
33.
Слово «совесть» произошло от старославянского:
а)
«себя оправдывать»;
|
б)
«себя ведать»;
|
в)
«себя понимать»;
|
г)
«себя искать».
|
34.
Один из первых трактатов о поведении, изданный в средние века, в 1204 году,
назывался:
а)
«Дисциплина клерикалис»; в) «Трактат о поведении»;
б)
«Дисциплина и этикет»; г)
«Трактат о проведении земного времени».
35.
Неконструктивный конфликт возникает в
случае:
а)
Когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать
интересы другой стороны;
б)
Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы,
стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
36.
Конформизм проявляется в форме:
а)
«Ведем себя так, как принято, внутренне, однако, не соглашаясь с тем, что
делаем»;
б)
«Верим в правильность того, что вынуждает нас делать группа».
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
37.
Оцените верность высказываний:
а)
в коллективистских культурах вместо независимости личность приобретает взаимозависимость
и взаимосвязь;
б)
внутри каждой культуры между ее представителями возможны значительные
индивидуальные различия.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
38.
Функция общения, которая позволяет человеку утвердиться в собственных глазах,
укрепить его уверенность в себе, называется:
а)
«функция утверждения»;
|
б)
«функция подтверждения»;
|
в)
«функция конструктивная»;
|
г)
«функция личного утверждения».
|
39.
Верно ли, что группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки
поведения, называется:
а)
референтной; б) эталонной.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
40.
Верно ли, что индивидуализм преобладает в культуре следующих стран:
а)
Великобритания, Япония; б) США,
Китай.
а)
верно суждение 1
|
б)
верно суждение 2
|
в)
верны оба суждения
|
г)
оба суждения не верны
|
Задание II. Соотнесите:
1)
а) интерес
|
1) позитивная эмоция духовного
просветления
|
б) радость
|
2) переживание человека, вызванное
возможностью удовлетворения его потребностей;
|
в) стресс
|
3) переживание, которое возникает у
человека, когда он достигает своей цели
|
г) катарсис
|
|
2)
а)
Протагор
|
1)
«Человек – есть мера всех вещей»
|
б)
А. де Сент-Экзюпери
|
2)
«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков»
|
в)
Пифагор
|
3)
«Статую красит вид, а человека – деяния его»
|
г)
Лао-Цзы
|
4)
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
|
3)
1) «высокая»
культура
|
а)
определяющие, основные принципы организации общественных связей и отношений,
условия и направленность социального развития;
|
2) народная
культура
|
б)
система норм и ценностей, которые противоречат основным аспектам
господствующей культуры;
|
3) субкультура
|
в)
культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы и принадлежавшая бедным
слоям общества;
|
4) контркультура
|
г)
изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемые и
воспринятые элитой;
|
|
д)
система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
|
4)
1)
Гегель
|
а)
Англия
|
2)
Гоббс
|
б)
Польша
|
3)
Данилевский
|
в)
Германия
|
4) Монтескьё
|
г)
Россия
|
|
д)
Франция
|
5)
Соотнесите функции культуры с их значением:
1)
ценностная
|
а)
каждое конкретное общество функционирует и развивается по специфической
культурной программе, которая задает норму жизни;
|
2)
нормативная
|
б)
формирование у человека определенных ценностных потребностей и ориентиров,
позволяющих распознавать значимое и незначимое в жизни;
|
3) интегрирующая
|
в)
интеграция многообразия культур в единое целое с помощью культурных
универсалий;
|
|
г) сплачивание определенного
сообщества людей на основе единых ценностей и норм культуры.
|
Задание III. Дополните термины противоположными
по значению:
а)
эгоизм и …
б)
индивидуализм и …
в)
конформизм и …
Задание IV. Впишите необходимое понятие, (слово):
а) любое активное,
целенаправленное отношение к окружающему миру и самому себе, свойственное
человеку, выражается понятием _________ ;
б) устойчивое одобрительное
отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности,
восхищении ________;
в) сознательное регулирование
человеком своего поведения и
деятельности, связанное с преодолением
внутренних и внешних препятствий, - это
__________;
г) разрушение и осквернение
церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов ___________;
д) важная общественная цель,
движение к которой принесет и каждому из нас, и обществу в целом реальные
достижения ___________;
е) авторитарная,
директивная форма воздействия на человека _________;
ж) нормативно
одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает
данную социальную позицию________.
Задание V. Прочитайте и проанализируйте
высказывание, объясните, как вы его понимаете:
Философ
Ф. Ницше сказал «У кого есть «зачем» жить, тот может выдержать почти любое
«как».