Поиск по этому блогу

суббота, 22 марта 2025 г.

Учебное проектирование

 

Учебное проектирование как форма организации самостоятельной работы учащихся

 

Чем активнее ты пробуешь что-то новое,

тем больше у тебя шансов наткнуться

на что-то настоящее.

Лев Толстой

 

Единственный путь, ведущий к знаниям –

это деятельность...
Бернард Шоу

 

Нынешние школьники – учащиеся информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии широко используются также при выполнении учебных проектов. Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной работы учащихся, который интегрирует в себе проблемный подход, а также рефлексивные, исследовательские, поисковые, презентационные и другие подходы. Учебное проектирование ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу учащихся (индивидуальную, парную либо групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

В процессе реализации учебных проектов успешно решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе работы учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, умение планировать работу, контролировать и регулировать свои действия.

Проект является продуктом межпредметной интеграции. Поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Актуальность проектной деятельности учащихся заключается:

  • возросшие требования к универсальности знаний учащихся:
  • необходимость в образовательных технологиях, реализующих обучающихся с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся.

Метод учебного проектирования обеспечивает активную деятельность учащихся, развитие познавательного интереса, что является весьма важным. Активная деятельность учителя в процессе обучения не имеет большой эффективности. Знания, добытые самостоятельно, являются наиболее крепкими, прочными. И такой процесс является эффективным. Проектная методика развивает познавательный инстинкт к предмету потому, что при использовании метода проекта, мы так или иначе выходим за рамки школьного курса.

Технология проектирования предусматривает решение учащимся или группой учащихся какой-нибудь проблемы, требующей, с одной стороны, использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой – интегрирования знаний и умений с различных отраслей науки, техники, творчества. Другими словами, сущность проектной технологии обучения состоит в том, чтобы, стимулируя интерес учащихся к определенным проблемам, нацелить их на приобретение определенной суммы знаний и через проектную деятельность показать практическое применение знаний и умений ученика.

Схема технологии проектного обучения

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Подготовка. Формулирование темы и цели проекта

Учащиеся: обсуждение, поиск информации.

Учитель: оглашение задуманного, мотивация, помощь в постановке заданий.

Планирование: а) определение источников информации, средств ее сбора, методов анализа, способов представления результатов; б)составление критериев оценки результата и процесса выполнения проекта.

Учащиеся: формулируют задания и разрабатывают план действий. Учитель: корректирует, предлагает идеи, выдвигает предложения.

Сбор информации (работа с литературой, наблюдение, анкетирование, эксперимент).

Учащиеся: собирают информацию. Учитель: наблюдает, косвенно руководит деятельностью. Анализ информации.

Формулирование выводов

Учащиеся: анализируют информацию и формулируют выводы.

Учитель: наблюдает, корректирует, советует.

Представление результатов (устный, письменный отчет), а также оценка результатов и процесса исследования за заблаговременно составленными критериями

Учащиеся: анализируют информацию.

Учитель: наблюдает , корректирует, советует.

Учитель и учащиеся: берут участие в коллективном обсуждении, оценивают усилия, использованные возможности, творческий подход.

Умение пользоваться технологией учебного проектирования служит показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентирования на личностное развитие ребенка в процессе обучения. Учитель должен не только хорошо знать свой учебный предмет, но и быть компетентным в других отраслях науки, видеть точки их соприкосновения, владеть педагогической психологией, хорошо знать своих учеников, их интересы, возможности, желания, должен быть коммуникабельным и толерантным. Особую роль играют креативные способности учителя, его творческий потенциал, опыт творческой деятельности. Учитель влияет на учеников яркостью своей индивидуальности.

В нашей школе учебное проектирование используется при изучении многих учебных предметов, в том числе и при изучении истории и обществоведения.

Если в организации исследовательской деятельности в центре внимания находится новое знание, то в проектной – все больше основывается на уже имеющихся знаниях учащихся по какой – то проблеме, по какому – то вопросу, по какой – то теме, и нам необходимо эти знания углубить и придать знаниям универсальный характер.

Учебное проектирование обеспечивает формирование обще учебных умений, навыков и компетенций, а также обеспечивает связь с жизнью.

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Учащиеся при создании учебных проектов учатся развивать свой творческий потенциал, организовать сотрудничество (с учителем, с родителями), что усиливает воспитательный момент, вызывает мотивацию для дальнейшего освоения предмета. Это развивает ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.

На уроках истории, обществоведения и во внеклассной работе применяю мини-проекты, недельные проекты, годичные проекты, они выполняются в группах или индивидуально.

За период работы с учащимися мной были сделаны следующие выводы:

  • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
  • работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
  • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
  • учащимся должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Вследствие этого наблюдается повышение уровня и качества знаний учащихся, их заинтересованности на уроках истории. Учебное проектирование позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении школьников. Достигнуто повышение качества педагогического процесса, произошло расширение сферы деятельности, возросла мотивация на эффективную деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебное проектирование обеспечивает возможность слияния теории и практики; активизацию самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности; возможность самостоятельного конструирования собственных знаний; развитие рефлекторного или критического мышления, а также формирование навыков работы с информационными ресурсами, источниками информации.

Кроме того, создаются условия для формирования навыков работы (парной, групповой, командной, коллективной), в результате которой отношение между участниками приобретают характер межличностного общения и сотрудничества. Появляется возможность межпредметной и многоуровневой интеграции, заключающейся в совершенствовании взаимодействия и сотрудничества с внутренними и внешними партнерами (учащимися, преподавателями, специалистами, родителями).

В заключении хочу отметить, что все рассмотренный метод обучения будет приносить плоды только в том случае, если учитель будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Главная