Деструктивное поведение подростков
Добрый вечер уважаемые родители!
Деструктивное поведение – это поведение, которое
отклоняется от общепринятых норм.
Примеры деструктивного поведения:
ü Ребенок причиняет вред другим детям,
он агрессивен;
ü Причиняет вред самому себе;
ü Склонен к нарушению
требований, предъявляемых в семье, школе.
Причины деструктивного
поведения
Нарушения взаимоотношений с:
семьей:
ü нестабильная семейная ситуация
(развод родителей, конфликты, ситуации насилия);
ü отсутствие доброжелательности
и внимания со стороны взрослых;
ü тяжелая жизненная ситуация
ü потеря близкого человека,
серьезное заболевание, домашнее насилие
социальным окружением:
ü
ссоры, конфликты
в семье и в школе.
ü
отвержение
сверстников.
Буллинг:
-
Физическое
насилие.
-
Психологическое насилие.
-
Экономическое
насилие
СМИ, Интернет:
Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения
психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы
мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях.
Психологические причины:
ü
низкая
самооценка, трудности в самоопределении;
ü
однообразная
эмоциональная и интеллектуальная жизнь;
ü
проблемы с
психическим здоровьем, эмоционального характера;
ü
считающие себя
неудачниками;
ü
часто и длительно
болеющие;
ü из социально-неблагополучных семей
Черты поведения которое считается деструктивным:
ü
агрессия и
жестокость по отношению к окружающим;
ü
враждебность при
общении;
ü
склонность
разрушать материальные предметы и вещи;
ü
желание
расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей; -
ü
неспособность
испытывать эмоции и чувства;
ü
угроза жизни как
чужой, так и собственной (аутоагрессия)
Аутоагрессия - проявление разрушительной активности, нацеленной
(осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и/или психической
сферах.
Под разрушительной активностью понимаются:
ü самообвинения,
ü нанесение травм,
ü употребление энергетических напитков,
ü употребление ПАВ, попытки суицида
Аутоагрессия у подростков проявляется в тяжелой форме
– нежелании жить, а, может, и в конкретных попытках покончить с собой.
Такое поведение подростка – самозащита.
Он просто не знает, как нужно
действовать. И родителям, и педагогам нужно направить подростка в верное русло.
Ведет себя демонстративно,
привлекая всеобщее внимание. За 9 месяцев 2021 года на территории Минской
области зарегистрировано 58 суицидальных попыток несовершеннолетних. Отмечается
рост зарегистрированных суицидальных попыток на 76 % в сравнении с аналогичным
периодом 2020 года.
За 9
месяцев 2021 года в Минской области 3 несовершеннолетних совершили суицид, за 9
месяцев 2020 года - 3 несовершеннолетних.
По
результатам анализа за 9 месяцев 2021 года состав по основным мотивами
совершения суицидальной попытки следующий:
ü избегание непереносимой
жизненной ситуации - 25 (43,1%);
ü избегание страдания - 4
(6,9%»);
ü крик о помощи, призыв - 10
(17,2%);
ü протест, месть -17 (29,3%);
ü неуточненный - 2 (3,5%).
Сами дети
называли следующие причины:
ü чувство одиночества,
непонимания со стороны родителей и других людей; безответное чувство любви и
ссоры с любимыми;
ü чувство вины перед родителями;
ü отсутствие смысла жизни и «все
надоело»;
ü добиться чего-либо таким
поведением.
В 40
случаях (69%) суицидальная попытка осуществлялась на фоне стрессовой ситуации,
в большинстве связанной с конфликтами и непониманием в семье со стороны
родителей, потерей близкого человека.
Согласно
школьным характеристикам в большинстве случаев у детей, совершивших
суицидальные попытки, отмечалась хорошая или средняя успеваемость, не было
отмечено особых конфликтов со сверстниками или учителями. В 7% отмечались
нарушения в поведении (употребление ПАВ, прогулы, конфликты).
В
Солигорском районе также отмечается рост числа несовершеннолетних суицидоопасного
поведения. За 9 месяцев 2021 года зарегистрировано: суицид - 1, парасуициды -
7, самоповреждения - 17.
Что делать? Как предупредить?
Рекомендации:
Разговаривать с ребенком позитивно. Постараться
взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери.
К проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием
и серьезностью. Проявлять сочувствие и понимание.
Не надо сравнивать его с другими ребятами – более
успешными, бодрыми, добродушными.
Внести разнообразие в обыденную жизнь (завести
домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок).
Соблюдать режим дня (хороший сон, нормальное питание,
свежий воздух, занятие спортом.
Оптимизировать межличностные отношения в школе (в
целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического
насилия).
Обращаться за консультацией к специалистам –
психологу, психотерапевту.
Учить ребенка тому, что любая неудача – это всего лишь
ступенька на лестнице ведущей к успеху
Хочется отметить, что эффективность помощи зависит от согласованности действий всех
участников образовательного процесса! Начать менять взаимодействие с детьми важно уже сегодня!
Комментариев нет:
Отправить комментарий